Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Несмотря на демографический взрыв населения в последние годы, проблема деторождения, а главное, задача воспитания в последние годы человека нового поколения, способного принимать активное участие в жизни общества, все еще остается недостаточно решенной.
В условиях трансформации общества происходят изменения семейных ценностей, ценностных ориентаций в семье. Все это также получило отражение в исследованиях многих ученых (А. Г. Абрамов, Э. И. Атагимова, В. И. Бойко, С. В. Быков, Н. Л. Москвичева, О. С. Ростова, А. В. Шестакова, А. Ф. Щеглов, Л. В. Яссман и др.). Э. И. Челябова [5] в своем исследовании отмечает, что снижение популярности семейных ценностей, начавшееся с конца 1990-х гг., привело и к ослаблению родительских функций по надлежащему содержанию и воспитанию детей.
Сегодня члены семьи, как правило, уже неспособны пожертвовать личными интересами в угоду общественным. Здесь возникает проблема, причем глобальная и пугающая, которая заключается в формировании и закреплении в российском обществе совершенно новых, зачастую социально неодобряемых общих моральных ценностей. Кроме того, современная социальная действительность характеризуется высокой степенью непредсказуемости во всех общественных институтах, таким образом неудовлетворенность семейно брачными отношениями ведет к снижению эффективности в работе.
Там, где царит неуверенность, остается мало времени как для заботы о ценностях, витающих выше уровня повседневных забот, так и для всего, что выходит за узкие границы скоротечного момента» [21 4]. Такая позиция, в которой свобода индивидуального выбора ставится выше всего остального, хорошо отмечена в работах Ф. Фукуяма: «В современном обществе степень свободы выбора для индивидов чрезвычайно возросла, в то время как узы, связывающие их с системой социальных обязательств, заметно ослабли»
Предмет: взаимосвязь мотивации и удовлетворенности семейной жизни у специалистов рабочих профессий.
Объект: мотивация
Цель: изучить взаимосвязь мотивации и удовлетворенности семейной жизни у специалистов рабочих профессий.
Задачи:
1. На основе анализа современных публикаций провести теоретическое исследование проблемы роли семьи в развитии личности
2. Выделить факторы, влияющие на мотивацию работника.
3. Провевсти подбор методов и методик для исследования проблемы влияния семьи на мотивацию работника.
4. Провести эмпирическое исследование по теме влияния семьи на мотивацию работника.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что существует взаимосвязь мотивации и удовлетворенности семейной жизни у специалистов рабочих профессий.
Характеристика выборки. Выборку составили 40 сотрудников ПО «Полет» г.Саратов: 40 инженерно-технических специалистов в возрасте от 20 до 63 лет.
Эмпирическая база. «Полет» г.Саратов.
Методы исследования:
• теоретический анализ (изучались научные публикации по проблемам влияния семьи на мотивацию работника);
• методы психодиагностики (использовались методики: опросник «Мотивация труда», разработаный К. Замфир, Методика О.Ф.Потемкиной, Анализ смысложизненных ориентаций по методике Д.А.Леонтьева., тест удовлетворенности семейно-брачными отношениями);
• методы математико-статистической обработки данных (с целью установления достоверности полученных данных, использовались методы математико-статистической обработки данных. Были применены следующие методы: метод определения средних, ошибок средних, процентное соотношение показателей).
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для работы психолога в организации.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи мотивации и удовлетворенности семейной жизни у специалистов рабочих профессий
1.1 Влияние семьи на личность
Семья как ячейка общества претерпевает в настоящее время трансформацию. Это отмечают большинство исследователей, таких как Т. А. Гурко, В. М. Медков, А. А. Мустаева, Б. С. Павлова и др., полагая, что семья уже не в полной мере способна выполнять свои основные функции по воспроизводству и социализации детей. Несмотря на демографический взрыв населения в последние годы, проблема деторождения, а главное, задача воспитания в последние годы человека нового поколения, способного принимать активное участие в жизни общества, все еще остается недостаточно решенной.
В условиях трансформации общества происходят изменения семейных ценностей, ценностных ориентаций в семье. Все это также получило отражение в исследованиях многих ученых (А. Г. Абрамов, Э. И. Атагимова, В. И. Бойко, С. В. Быков, Н. Л. Москвичева, О. С. Ростова, А. В. Шестакова, А. Ф. Щеглов, Л. В. Яссман и др.). Э. И. Челябова [5] в своем исследовании отмечает, что снижение популярности семейных ценностей, начавшееся с конца 1990-х гг., привело и к ослаблению родительских функций по надлежащему содержанию и воспитанию детей.
Нередко родители по отношению к своим детям проявляют жестокость и насилие. Оскорбления, унижения, побои и многое другое приводят к тому, что семья перестает выполнять функцию воспитания и защиты детей. Семья — это скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений. Не все родители одинаково подготовлены к грамотному воспитанию детей.
Ошибки, которые допускают родители по отношению к своим детям, забывая об их воспитательном характере, наиболее опасны, т. к. приводят к дисгармоничному развитию ребенка как личности.
Причины ошибок в воспитании детей кроются в неправильном представлении родителей об особенностях проявления родительских чувств; в низком уровне психологических знаний о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия; недооценке роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку; гиперопеке и др.
Необходимо, по мнению ученых-педагогов, уделять внимание проблеме воспитания родителей, т. е. оказания им помощи в выполнении функций воспитания собственных детей. Такая необходимость в их воспитании связана с потребностями самих родителей в поддержке, с потребностью ребенка в образованных родителях и в том, что от качества семейного воспитания зависит общественное развитие.
Семья, как видим, выполняет важнейшие социальные функции в обществе, в связи с этим государство и общественные организации заинтересованы в проведении социальных работ, направленных на повышение статуса семьи, ее укрепление и совершенствование, укрепление семейно-брачных отношений.
Имеются разнообразные концепции воспитания родителей. Государство и общество за последнее десятилетие усилило внимание к проблеме семьи
Несмотря на то что данные выводы были сделаны П. А. Сорокиным почти столетие назад, их актуальность сохраняется и даже возрастает по отношению к современной семье. Говоря о современной семье, мы можем констатировать, что в ней произошли важнейшие изменения в ценностных ориентациях, что отражается в работах многих отечественных исследователей. Так, по мнению И. Г. Кузиной и А. В. Винокуровой, «новый социальный порядок, обусловленный процессами, происходящими в современных постиндустриальных обществах, отличается от прежних общественных форм, в первую очередь, повышением роли личности в социальной структуре 2.
Сегодня члены семьи, как правило, уже неспособны пожертвовать личными интересами в угоду общественным. Здесь возникает проблема, причем глобальная и пугающая, которая заключается в формировании и закреплении в российском обществе совершенно новых, зачастую социально неодобряемых общих моральных ценностей. Кроме того, современная социальная действительность характеризуется высокой степенью непредсказуемости во всех общественных институтах. Данную ситуацию прекрасно характеризуют слова З. Баумана: «Людям предлагается (скорее, даже навязывается) беспрецедентная свобода, но ее ценой становится столь же беспрецедентная неуверенность. А там, где царит неуверенность, остается мало времени как для заботы о ценностях, витающих выше уровня повседневных забот, так и для всего, что выходит за узкие границы скоротечного момента».Такая позиция, в которой свобода индивидуального выбора ставится выше всего остального, хорошо отмечена в работах Ф. Фукуяма: «В современном обществе степень свободы выбора для индивидов чрезвычайно возросла, в то время как узы, связывающие их с системой социальных обязательств, заметно ослабли» 5.
1.2 Факторы, влияющие на мотивацию персонала предприятия
Успешное развитие бизнеса предполагает, что каждый работник, работающий в организации, должен быть заинтересован в результатах своего труда. Чтобы этого достичь, руководители организации должны применять специальные методы мотивации персонала. Их использование должно быть индивидуальным, иначе конечная цель может быть не достигнута.
Мотивация персонала в организации представляет собой комплекс мер, направленных на стимулирование работы сотрудников с целью развития организации, в которой они работают. Руководство должно стремиться удовлетворить личностные, физиологические и социальные потребности работников в первоочередном порядке.
Многие сотрудники, приходя на работу, полны инициатив. Однако при неосуществлении трудовой мотивации персонала может прийти разочарование в своей работе. Это происходит по ряду причин: Сильное вмешательство руководства в деятельность конкретного работника. Нет поддержки со стороны организации, отсутствует психологическая помощь.
Отсутствует информация, которая необходима для эффективной трудовой деятельности. Руководителя организации мало интересуют вопросы сотрудников. Между руководством организации и сотрудниками отсутствует обратная связь. Сотрудник может неправильно оцениваться руководителем. Остающаяся неизменной в течение длительного времени оплата труда. В результате этого у сотрудников возникает чувство необходимости выполнения работы, как обязанности для своего существования, но исчезают инициативность, гордость, стремление к карьерному росту. Чтобы избежать всего этого, необходимо осуществлять мотивацию труда персонала. Этапы потери интереса к труду Считается, что интерес к труду исчезает в течение 6 последовательных стадий:
Растерянность. Здесь сотрудник начинает испытывать первые признаки стресса.
Он не понимает, что у него не получается. Общение с коллегами продолжается, возможен даже вариант выхода на более интенсивную работу, что может привести к большему стрессу.
Раздражение. Некоторые руководители дают в один день одни указания, а в другой - другие. Это начинает вызывать раздражение у сотрудников. Производительность труда на этом этапе еще может возрастать, но растет раздражение.
Надежды в подсознании. Сотрудник уверяется в том, что в том, что у него не получается что-то на работе, виноват начальник. Он ждет, когда руководитель допустит промашку, чтобы показать тому свою правоту. Производительность труда остается на прежнем уровне.
Разочарование. Здесь уже производительность труда снижается до минимальной. Возродить интерес у сотрудника к работе достаточно тяжело, но еще не все потеряно.
Работник еще надеется, что руководитель обратит на него внимание.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т. Почему уходят лучшие: проблема демотивации персонала // Административно-управленческий портал. URL: http://www.aup.ru/articles/personal.
2. Байэшанов, А.М. Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения / А.М. Байэшанов // Молодой ученый. - 2014. - №9. - С. 452-453. - URL https://moluch.ru/archive/68/11738/ (дата обращения: 22.12.2017).
3. Волков Б.С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академия, 2004. – 256 с.
4. Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1991. - № 4. - С. 5–19.
5. Детская психология: типы семейных отношений // [Электронный ресурс] – режим доступа: http//www.azps/ru.
6. Дизель П. М., Мак--Кинли Раньян. Поведение человека в организации. М., 1993. - 472 с
7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. – М., 1987. С. 456
8. Добрынина О.А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих металлургов). Дис... канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.
9. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. 482 с.Зейгарник В.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. 459 с.
10. Земска Мария. Семья и личность / Пер. с польск. М., 1986. - 133 с
11. Иевлева С., Шаталова Т. Когда обожжены нервы. Статья 2003г. Интернет.
12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.
13. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учебник / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
14. Калинина Р.Р. Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка / Р.Р. Калинина// Психологические проблемы современной российской семьи: материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. – часть 2 / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – С. 89-97.
15. Климов Е.А. Психология профессионального определения: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Дону, 1996. 388 с.
16. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 352 с.
17. Коленникова О.А. Коммерческая деятельность работников милиции как фактор ослабления социальной безопасности общества // Мост. №38 август, 2000. СПб. - 0.6 п.л.
18. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. 189 с.
19. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики). // Вестник МЦПО и КНИ. 1996. № 1. С. 164-168.
20. Михайленко, Т.Н. Культура семейно-брачных отношений российской студенческой молодежи в условиях модернизации / Т.Н. Михайленко, А.Ф. Поломошнов. – пос. Персиановский, 2016. 34 с.
21. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / под ред. А.Я. Кибанова. М.: 2010. 524 с.
22. Сладкевич, В.П. Мотивационный менеджмент: учебник / В.П. Сладкевич. М.: МАУП, 2001. 168 с.
23. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия: учеб. пособие / В.В. Травин. М.: Дело, 2009. 108 с.
24. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала: учебник / С.А. Шапиро. М.: ГроссМедиа, 2008. 224 с.